Гданьск
Гданьск
Гданьск
История
Исторические даты
Ганза
Революции
Знаменитые Гданьчане
Туристам
Досторимечательности
Памятники
Музеи
Собешевский Остров
Королевская дорога
Городская ратуша
Мариацкий собор
Зелёные Ворота
Морской музей
Фортификации
Крепость в Вислоуйстье
Окрестности
Туристические трассы
Полезно знать
Туристическая информация
Транспорт
Прокат машин
Безопасность
Консульства
Гостиницы
Гостиницы в Гданьске
Молодёжные отели
Бизнес
Экономика
Бизнес в Гданьске
Бизнес-организации
Развлечения
Галереи
Театры
Кинотеатры
Дискотеки
Рестораны
Бары
Быстропит
Пиццерии
Кафе
Культурные центры
Зоопарк
Янтарь

Туристические маршруты

Sladami Guentera Grassa w Gdansku ( По следам Гюнтера Грасса в Гданьске )

Один из наиболее известных немецких писателей XX века родился 16.10.1927 года, в Вольном городе Гданьске (Freie Stadt Danzing), в Родильном доме на ул. Клиничной (Schellmuhlerweg), в районе Вжешч (Langfuhr). Его отец, Вигельм Грасс, евангелист по вероисповеданию, а мать, Елена Кнофф (1896-1954), римско-католического вероисповедания. Сначала семья жила во Вжешче на ул. Лендзёна, 5а (Kastanienweg), а позже на ул. Левела, 13 (Labesweg). Отец писателя был торговцем и имел свой небольшой магазин с колониальными товарами.

Отец Гюнтера Грасса был немцем, а мать — кашубкой, такой союз по тем временам был необычным. Благодаря матери Гюнтера, его на три года младшую сестру Валтраут окрестили в церкви Священного Сердца Иисуса Христа на ул. Затор-Пшитоцкого (Schwarzerweg) во Вжешче. Они были воспитаны в католической традиции, однако, в духе терпимости. После окончания средней школы, которая располагалась на ул. Песталоцци (Pestalozzistrasse), будущий писатель обучался в различных гимназиях, в т.ч. «Conradinum» на ул. Пирамовича (Kruzestrasse).

В 1948 голу Г. Грасс поступил в Академию художеств в Дюссельдорфе. В 1951 году он первый раз отправился в путешествие заграницу автостопом до Италии и Сицилии, а в следующем году — во Францию. В 1953 году начал изучение скульптуры в Высшей Школе Художественных Искусств в Западном Берлине, которую закончил в 1956 году. В 1954 году женился на танцовщице, швейцарке Анне Шварц, от которой у него четверо детей. В 1974 года Г. Грасс вышел из Католического церкви, а в 1978 году развёлся с женой. В следующем году он уже состоял в браке с органисткой Уте Грюнерт.

В 1952 году Гюнтер Грасс взялся за написание своего первого романа «Жестяной барабан» (Die Blechtrommel), действие в котором происходит в Гданьске. Книга, изданная через семь лет, принесла писателю мировой успех. Книгу перевели на многие языки, а немецкий режиссёр Волкер Шлондорф экранизировал роман. В 1958 году во время работы над «Жестяным барабаном» создатель впервые после войны посетил родной город. Позже он часто приезжал в Польшу, в Гданьск, по разным поводам, личным и официальным. Связи с Гданьском и оставшаяся в Гданьске семья были для него очень важны. Этот необычайно одарённый, всесторонне развитый и очень трудолюбивый человек, которому не были чужды графика, поэзия, скульптура, публицистика, получает широкую славу и высокое признание культурных и научных кругов. В 1999 году Г. Грасс получает Нобелевскую Премию в области литературы — венец его сорокалетнего творчества. В Гданьске писателю присвоили в 1993 году титул доктора honoris causa Гданьского университета, а в следующем году — диплом Почётного гражданина города Гданьска. Грасса многократно награждали и высоко ценят не только в Европе, но и во всем мире. Помимо своей литературной и художественной деятельности, Г. Грасс занимался политикой. С начала 60-х годов до начала 90-х он был связан с Социально-демократической партией Германии.

В 1992 году в берлинской Академии искусств им был основал фонд им. Даниэля Ходовецкого, целью которого стало оказание помощи немецко-польским культурным союзам. Фонд назначает награды и стипендии польским графикам и рисовальщикам, а также организовывает выставки их работ в Германии. Творчество Грасса довольно обширно и разнообразно: автор бывает писателем драм, эссеистом, прозаиком, поэтом, а также скульптором и графиком.

К наиболее значимым литературным произведениям Гюнтера Грасса относится гданьская трилогия: «Жестяной барабан» (1959), «Кошки-мышки» (1961) и «Собачьи годы»(1963), а также «Дневник улитки» (1972), «Турбот» (1977), «Крыса» (1986), «Гадания кумака» (1992), «Широкие поля» (1995), «Моё столетие» (1999) и последняя повесть «Мудрый краб» (2002).
В своём творчестве писатель умело соединяет реализм со сказочной фантастикой. Это было отмечено Шведской академией наук в обосновании признания Г. Грассу Нобелевской премии за достижения в литературе в 1999 году: «За изображение забытой истории в сказках, пропитанных чёрным юмором».

Предлагаемый пеший туристический путь

Посещение мест, связанных с автором «Жестяного барабана», мы предлагаем начать с центра Вжешча, недалеко от железнодорожного вокзала, с ул. Лендзёна, 5а (1). В момент рождения будущего писателя (16.10.1927) родители Грасса, Вигельм и Елена, девичья фамилия Кнофф, жили в доме на ул. Кастаненвег, 5а. Далее мы следуем по ул. Лендзёна в направлении железнодорожного вокзала и поворачиваем вправо, на ул. Дмовского, которая приведёт нас к церкви Священного Сердца Иисуса Христа на ул. Затор-Пшитоцкого, 3 (2), ранее ул. Шважерверг. Церковь была построена в 1909-1911 годах (приход с 1901 года) в неоготическом стиле и предназначалась для католиков, в т.ч. для семьи Грасс. Настоятелем прихода был священник Вольтер Венке, именно он крестил будущего нобелевского лауреата. Следует войти внутрь церкви, чтобы ознакомиться с информационной доской, посвященной деятельности прихода.

Выходя из церкви, поворачиваем налево, проходим под железнодорожной эстакадой, снова сворачиваем налево и идём по ул. Килинского, по правой стороне оставляя за собой парк Кузнички (Kleinhammerpark). Проходим мимо построек бывшей пивоварни (Danziger Aktien-Bierbrauerei, Danziger Malzfabrik G.m.b.H. Neuteich, Государственная организация объединённых пивоварен, Государственный пивной завод №1 в Гданьске-Вжешче, Гданьские пивоваренные предприятия, Hevelius Brewing Company L.t.d.).

Сворачиваем вправо на ул. Голэмбя и видим здание средней школы, в которой когда-то учился Г. Грасс (3). Школьный комплекс на ул. Песталоцци, 7/9 (Pestalozzistrasse) был построен в 1922 году по проекту М. Киеслинга и А. Крюгера. Мы направляемся вправо, в сторону площади Выбицкого (4). Около фонтана видим беседку, а в ней — скамейку в виде Оскара из «Жестяного барабана».

Следующий ориентир — дом на ул. Левела, 13, в котором Гюнтер Грасс провёл детство (5). Дом на ул. Лабесвег, 13 был спроектирован Г. Беером и построен в 1907-1908 годах. Квартира Грассов размещалась на первом этаже и была объединена с магазином.

Проходим по ул. Левела и поворачиваем направо на ул. Алдоны. Проходим вдоль Стрижи. Этот ручей, увековеченный в творчестве Грасса, неотъемлемая часть пейзажа его детства, является последним, левым притоком Мёртвой Вислы. Идя вдоль Стрижи, мы выходим на ул. Варинскего и через минуту поворачиваем направо на ул. Выспяньского.

Ещё 150 метров, и нужно повернуть налево на ул. Лечково, по которой мы дойдем до клинической больницы (6). Этот роддом был построен в 1910-1912 годы. Работает он и по сей день. Здесь 16.10.1927 года родился Г. Грасс, будущий лауреат премии Нобеля.
Проходим под железнодорожной эстакадой и оказываемся перед комплексом строений «Conradinum» (7). Общество им. Фредерика Шопена возникло благодаря последнему из рода Конради в конце XVIII века. В 1801 году в Янкове, около Гданьска, возникла гимназия с интернатом. Позже, в 1900 году, её перенесли в новые здания на ул. Пирамовича (Krusestrasse). Данный архитектурный комплекс построен в стиле неоренессанса. В мужской лицей на Krusestrasse Г. Грасс ходил два года. В настоящее время здесь располагается несколько школ, в т.ч. известный техникум строительства военных кораблей.

Выходим на ул. Упхагена и 150 метров далее, по левой стороне, появляется здание Театра кукол и актёра «Миниатюра» (8). Здесь 17.06.2005 года Г. Грасс и П. Хюлле читали фрагменты своих произведений. В этом месте мы заканчиваем вжешченскую часть нашего пути. Чтобы продолжить посещение мест, связанных с жизнью и творчеством Гюнтера Грасса, мы предлагаем направиться на железнодорожный вокзал Гданьска-Вжешч, откуда выезжают местные автобусы (№110, 126, 157) по направлению к Матарни.

Едем по направлению к аэропорту в Рембехове и выходим на первой остановке за кольцевой дорогой Тригорода. К церкви св. Валентина в Матарне можно дойти двумя дорогами: либо по ул. Аграрной, либо по ул. Будовляных до ул. Есенной (во втором случае удобно добираться и тем, кто едет на своем транспорте). Матарня (первоначально Хойна) и близлежащие деревни конца XIII века принадлежали цистерсианцам. Церковь построена в готическом стиле (9). Возле церкви находится часовенка, которая появилась в 1380 году благодаря семье Рихертов. 12.03.1991 года Г. Грасс был в Матарне на траурном молебне и похоронах своего родственника, Яна Крауса (Hanysa). Кладбище находится возле церкви. Здесь похоронены члены семьи писателя со стороны матери (10), а также прадедушка и прабабушка нобелевского лауреата, Михаил и Мария Краус, двоюродные дедушка и бабушка Юзеф и Анна Краус, а также Ян Краус.

Всё это время мы шли по маршруту детства Г. Грасса. В дополнение предлагаем посетить места важные для взрослого писателя. На ул. 3-го Мая между автовокзалом и церковью Божьего Тела находится необычный памятник, символизирующий все уничтоженные захоронения в Гданьске. Это Кладбище несуществующего кладбища (11), обнаруженное 24 мая 2002 года. Авторы проекта кладбища: Анна Клементовская и Яцек Кренз (при сотрудничестве: Катерины Кренз, Михала Кренз, Андрея Вуйчицкого). Авторами скульптурного дизайна стали Зигфрид Корпальский и Витольд Глуховский. Скульптуры из песчаника и гранита выполнены в камнетёсной мастерской Ежи Крамера. Торжественное открытие кладбища произошло во время I Всемирного съезда жителей Гданьска. Одним из событий предшествующим съезду и открытию кладбища стала выставка графики Г. Грасса «Метаморфозы реальности».

Ратуша старой части города на ул. Коженной (12) — это жемчужина нидерландского ренессанса (XVI век), творение известного архитектора Антонио Ван Оббергена. Резиденция местных властей Старого города. Это место встреч с читателями, курсов с участием переводчиков, а также место проведения многочисленных выставок графики, скульптур и литографий Г. Грасса.

Польская почта (13) в Вольном городе Гданьске, сейчас находится на ул. Оброньцев Польской почты, когда-то Heveliusplatz. Место героической обороны работников польской почты (01.09.1939 года) и их трагической судьбы. Среди защитников был родственник Грасса — Франчишек Краус, 05.10.1939 года расстрелянный на территории бывшего военного стрельбища на Заспе (в настоящее время это кладбище, на котором похоронены работники почты) по приговору Военно-полевого суда Группы Эберхарда.

Церковь св. Яна на ул. Свентояньской (14) был построен в XVI веке в готическом стиле. Сегодня это храм, исполняющий две функции: религиозную (по воскресеньям здесь служатся молебны, крещения, свадьбы) и культурную (выставки, концерты, театральные представления). В июне 2002 года здесь прошла встреча Грасса с читателями и польскими писателями. Писатель читал фрагменты из своего романа «Мудрый краб».

Ратуша Главного города (15) на ул. Длугой. Резиденция центральных властей города. Первое упоминание датируется XVI веком. Ратуша построена в готическом стиле, многократно была перестраиваема, в настоящее время в её архитектуре просматриваются элементы стиля готики, ренессанса, барокко. 18 мая 1993 года в Красном зале произошла церемония вручения Г. Грассу диплома Почётного гражданина города Гданьска.

Авторы текста:
Paulina Swierk, Jaroslaw Zurawinski
Перевод: Bozena Kwiatkowska

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПУТЬ "Westerplatte"

Территория и объекты бывшего Военного транзитного склада, на основании распоряжения Президента Республики Польша от 22 августа 2003 года, были признаны памятником старины «Поле битвы на Вестерплатте». Целью памятника — охрана уникальных исторических объектов, пространственных материальных и нематериальных, символизирующих героизм и храбрость польского солдата в период Второй мировой войны — крупнейшей войны XX века (Зак.вест. № 148, поз. 1448).

Из всех известных мест в Польше, где велись бои в период Второй мировой войны, лишь Вестерплатте сохранило своё оригинальное название. Даже коммунисты, которых нельзя заподозрить в особой чувствительности, не осмелились изменить название, уничтожая символ мужества и отваги, которым была оборона полуострова. Зато они предприняли много усилий, чтобы сфальсифицировать события и безвозвратно разрушить территорию исторической битвы.

Для всех, кому близка идея культивирования традиций и обыденного патриотизма, Вестерплатте — это не просто поле битвы. Это символ мужества, чести, ответственности и героизма, а кроме того, боли, страдания и сомнения, решимости не покидать свой пост. Поэтому очень важно показать, особенно молодому поколению, смысл этой борьбы, чтобы память о великом подвиге защитников Вестерплатте не погибла.

Существует много публикаций на тему обороны Вестерплатте в сентябре 1939 года. Настоящая публикация не является очередной попыткой ответа на интересующие нас вопросы, но представляет основные факты в самой доступной форме.

Туристический маршрут «Вестерплатте» (около 2 часа) начинается у пассажирского причала для суден «Белого флота» у Набережной защитников Вестерплатте, а заканчивается на холме у подножия памятника Защитникам Побережья, но посещение можно начать с любого объекта.

Направление посещения:

1. Пристань для пассажирских кораблей
2. Убежище и наблюдательная вышка
3. Пост «Форт»
4. Танк Т-34
5. Кладбище защитников место уже несуществующей караульной № V
6. Караульная № I
7. Руины Новых казарм
8. Руины «Виллы унтер-офицера» — Караульная III
9. Площадь перед холмом у Вечного огня
10. Холм-памятник Защитникам Побережья

Разработка: Jaroslaw Zurawinski

Маршрут - Oliwa (ОЛИВА)

Цель нашей экскурсии — открыть для себя прелести и тайны столь необыкновенной местности, как Олива. Открывая красоту и интересные детали бывшего аббатства цистерсианцев, окунемся в атмосферу средневековья, а затем, любуясь необыкновенной архитектурой и произведениями искусства, переместимся в XIX век. Прелести парка и соседних лесов, неповторимое звучание оливского органа, оригинальное использование воды в Водяной кузнице, а также находящийся неподалеку зоопарк делают это место одним из самых интересных уголков города, который следует посетить.

Предлагаем Вам два маршрута по Оливе. Первый из них «малый» (ок. 2 ч.) — ведёт через парк к аббатскому комплексу и заканчивается на Старом оливском рынке. Второй маршрут «большой» (ок. 5 ч.) — ведёт через центр старой Оливы к Долине радости, затем к смотровой площадке и заканчивается, после посещения аббатского комплекса и парка, у бокового выхода из парка (ал. Грунвалдзка).

Маршрут "Small" (МАЛЫЙ)

длина, около 1,5км
длительность около 2 ч.

Маршрут начинается у входа в Парк им. Адама Мицкевича [1] (14 га), который является одним из самых ценных объектов Оливы, памятником садового искусства 240 летней давности.

Главный вход находится на ул. Опата Рыбицкего, напротив площади Инвалидув Военных (стоянка).

Входим на старую дорогу, пересекающую часть парка, называемого «французским» (проект Хенсхель, исполнение К. Дембицки, около 1760). Поворачивая налево, идем вдоль северного края пруда Лебедей, мимо Липовой аллеи и доходим до самой красивой части парка —
цветно-травяного партера, с рядами грабов с восточной и западной стороны (т.н. «биндажи»). Края партера в форме бурбонских лилий украшают конусные тисы. У пруда находятся бюсты гданьских князей: Светопелека II и Мсцвоя II (исп. А.Лосовски, 1967).
Напротив, с северной стороны, находится Дворец Аббатов [2], называемый «новым», построен в стиле рококо (II половина XVIIIв.), пользователем которого является Народный музей в Гданьске (современное искусство).

С левой стороны видим бывший монастырный сад и монастырские здания. С правой стороны Липовая аллея (длина 12м), в конце которой находится продолговатой формы пруд, образуя линию перспективы, называемую некогда «Дорогой к вечности», «Вид на море» или «Окно на мир».

Отсюда мы спускаемся к партеру, некогда называемому «раем» или «парадизом», проходим мимо памятника Адаму Мицкевичу 1955 года, чтобы увидеть руины отличающегося интересными акустическими свойствами «грота шёпотов» XVIII в.

Повернув направо, мы доходим до Пальмовой оранжереи [3] (бывшая Оранжерея с XVIIIв.), в которой можем посмотреть экзотические деревья, кусты и растения, рядом находится Альпинарий [4] (наскальный сад), основанный на месте бывшего Лабиринта или Зоосада (E. Wocke, 1912), дальше, в восточном направлении, простирается Ботанический сад [5] (1954-1956) с коллекцией цветов, растений и кустов, сгруппированных по своим свойствам (лечебные, ядовитые, и т.п.).

Гуляя по главной парковой аллее, мы останавливаемся у Большого пруда, в который впадает Оливский ручей. Здесь некогда стоял проволочный кузнечный завод (Мельница VII) XVI века, который был разобран во время закладки парка, а на месте бывшего водопада сооружен чарующий водопад с каменным мостиком.

С левой стороны видно здание Аббатского дворца [6], называемого «старым» (XVв. ?), пользователем которого является Институт водного строительства Государственной академии наук. А мы, перейдя через мостик, обходим пруд, являющийся неотъемлемой частью «английской» части парка. В глубине мы видим два искусственных холма, на которых стояли некогда небольшие здания: Храм Вильхельма и Китайский Храм. В 1976 году здесь открыта пленэрная Галерея современной гданьской скульптуры, которая состоит из 18 реалистических или абстрактных произведений современных художников. Доходим до дорожки, которая, через мостик над Оливским ручаем, ведёт к северному выходу из парка, на ул. Опацку и кладбище (1832). Напротив, над Оливским ручьем, находится Аббатская конюшня [7] (XVIIIв.), сегодня музейный склад, на север от которой находился когда-то Ботанический сад, сегодня полностью запущенный. Поворачиваем налево и, проходя мимо Аббатского зернохранилища [8] (1732), находящегося в пользовании Национального музея в Гданьске (этнографические выставки), мы доходим до характерного двора аббатской резиденции.

Проходя мимо ворот, построенных в стиле барокко, мы входим на узкую улицу, ведущую вдоль высокой оборонной стены (1608), с двумя предназначенными для стрельбы отверстиями, в которую встроены ворота, выходящие на прицерковный двор (здесь: приходские объекты с 80-ых годов XXв. и боковой вход в кафедральный собор). Стена заканчивается оборонной башней, когда-то позволяющей охранять монастырь с северной стороны.

С правой стороны видно здание церкви св. Якуба [9] (XIII в. ?) с башней в стиле барокко (1709), у которого сохранились остатки старинного кладбища, в глубине — Гора Пахолэк. (До этого церкви можно дойти также с правой стороны).

Мы, впрочем, поворачиваем налево, останавливаемся в большом дворе и посещаем самый ценный памятник старины Оливы — церковь св. Троицы, Пресвятой Девы Марии и св. Бернарда [10]. Храм представляет собой базилику, имеющую в проекции латинский крест (трёхнефная, с выделенным трансептом и пресвитерией), этапами построенную цистерсианцами в романско-готический (XII/XIII в.) и в готический (XIV, XVв.) период. Сохранилось богатое оснащение (XVII-XVIII в.), в том числе известный орган (XVIII в.). С 1833 года храм исполнял функцию приходской церкви, в 1925 году — собора, в 1976 году стал малой базиликой, а с 1992 года является архиепископальным кафедральном собором.
Рядом с ним, с южной стороны, находится бывший монастырь [11] (XIII w., расш. XIV-XVIв.), с богатым убранством. Сегодня большинство его помещений занимает Высшая духовная семинария и только небольшую часть — епархиальный музей, в котором можно осмотреть знаменитые произведения сакрального искусства XIV-XVIII веков.

Посетив кафедральный собор, мы направляемся на ул. Цистерсов, поворачиваем налево и проходим мимо резиденции гданьского архиепископа, бывшей монастырской Кладовой [12] (XV в., перестроена в XVII в., восстановлена в 1959г.). С левой стороны находится 8-метровая оборонная стена, на которой растёт редкое растение — костенец скальный, за стеной бывшее монастырское Зернохранилище [13] (XIV в., перестроено в XX в). С правой же стороны расположена небольшая стоянка, за которой виден задний фасад Воротного дома [14] (XV в. ?), расположенного на ул. Старый оливский рынок, где и заканчивается «малый» маршрут.

Маршрут "Duza "( БОЛЬШОЙ )

длина, около 6,7км
время посещения, около 4-5 ч.

От конечной остановки трамвая, расположенной на ал. Грунвальдской, идем по улице Опата Рибицкего, с правой стороны которой расположен Парк им. Адама Мицкевича. С левой же стороны мы проходим жилую застройку начала XX века, которую замыкает интересный дом первой половины XIX века, прямо у площади Инвалидув Военных. Напротив площади главный вход в старинный парк, рядом — с левой стороны — короткий участок внешней оборонной стены (XVIв.), за которой видны аббатские резиденции и монастырский комплекс. Следующий фрагмент стены расположен напротив ул. Шопенгауэра, за которой находится жилой дом с конца XVIII-начала XIX века.

Доходим до улицы Полянки, некогда главного тракта, ведущего из Гданьска в Оливу. На этой улице сохранились старинные усадьбы и дома гданьских мещан (XVIII в.), расположена вилла Леха Валенсы, харизматического профсоюзного лидера и бывшего президента Республики Польша, а также построенная в 90-е годы прошлого века, единственная в Гданьске, мечеть (на перекрёстке с ул. Абрахама).

Продолжением улицы Опата Рыбицкего является улица Старый оливский рынок, которая некогда была центром старинной цистерсианской деревни. В нее с левой стороны вливается улица Лесьна (на ней евангелистская церковь с 1920г., сегодня в ведении цистерсианцев), а с правой стороны — улица Цистерсов, ведущая в монастырский комплекс. Вокруг рынка сохранились самые ценные объекты бывшей деревни — жилые дома с конца XVIII- начала XIX века, здание бывшей гостиницы «У монастыря» (ок. 1600) или «Великая корчма», сильно перестроенная (половина XIXв.) и превращенная в жилой дом и, также внушительного вида, каркасный дом (конец XVIII в., в котором до Второй мировой войной находился клуб Общества поляков).

Напротив находится Воротный дом [1] (XVIв.), называемый Большими воротами, а позже Домом заразы, резиденция оливского войта 1804 года. После второй мировой войны здесь находилась местная администрация, а сегодня дом отдан почитателям Оливы. Продолжением улицы Старый оливский рынок является улица Кветна. Фрагмент, который мы посетим, называется Долиной Радости (намёк на существующие здесь цветочные луга?). От улицы Кветной отходит улица Спацерова, примыкающая к старому Мельничному пруду, около которого находится, работающая до сих пор, Мельница IX [2] (1874), некогда сукновальня (1594).

В начале ул. Кветной можно увидеть ряд домиков [3] (конец XVIII в., начало XIX в.), в которых проживали рабочие оливских мельниц и их семьи.

Эту долину наводняет, в основном, Оливский ручей. При нём, в 70-ые годы прошлого века, построен Завод модельных исследований водного строительства Государственной академии наук, с двумя бассейнами, служащими для симуляции поведения кораблей в море. Вблизи завода расположена Охотничья усадьба (примерно 1800г.), возле не сохранившейся Мельнице X, и чуть поодаль «Небольшой замок мормонов» [4] (XIX в.), который находится у бывшей Мельницы XI. Улица Кветна соединяется с улицей Бытовской, на которой расположены садово-огородные участки, а также бесценный памятник старины — Водяная кузница (кузнечный цех) [5] c оригинальным оснащением с XVI века, которая является отделом Технического музея НОТ в Варшаве. Рядом с ней находится небольшая усадьба. Немного дальше — отреставрированная усадьба Шхвабего (ул. Бытомска 4) [6], сегодня называемая Оливской усадьбой. Идя направо, по улице Бытовской, мы доходим до улицы Костерской, расположенной с северной стороны Долины радости. Поворачивая налево можем дойти до Пороховой мельницы (XIX в.) [7], расположенной у Порохового ручья, который втекает в Оливский ручей. Рядом небольшой одноэтажный домик (около 1800г.). На перекрёстке улиц Бытовской и Костерской мы поворачиваем направо и, проходя мимо расположенного с левой стороны стадиона, доходим до перекрёстка с оживлённой улицей Спацеровой, от которой отходит улица Кравеньска, ведущая в расположенный в Долине Кжачастего Млына зоопарк.

Недалеко от перекрёстка с ул. Косчерской и Спацеровой, с левой стороны отходит вверх тропинка, ведущая на «седло», с которого мы входим на гору Костюшки [8], где построен памятник, увековечивающий известную битву со шведами в 1627 году. Отсюда мы переходим через «седло» на гору Пахолек [9] (100,8 м над уровнем моря), которую Цистерсианцы назвали Mons Olivarum (Оливная гора). Здесь в 1975 году была построена башня с видом на Оливу, Жабианку, Елитково, Приморье, Бжезно, Заспу, Гданьский залив, Гданьск и Долину радости.

С Пахолка мы спускаемся на улицу Спацеровую, проходим мимо Мельничного пруда и доходим до ул. Чижевской и ул. Цистерсов. Неподалеку находится кладбище и церковь св. Якуба [10], у которой мы сворачиваем направо и идем мимо небольшой стоянки. Доходим до двора у входа в кафедральный собор [11].

Посетив этот храм, мы направляемся в Парк им. Адама Мицкевича [12], в котором сможем увидеть, описанные в «малом» маршруте, две части: «английскую» и «французскую», Аббатское зернохранилище, старый и новый Аббатский дворец, а также Пальмовую оранжерею, Альпинарий и Ботанический сад.

«Большой» маршрут заканчивается у выхода из парка на главную улицу ал. Грунвальдскую, напротив которого сохранились интересные жилые дома (XVIIIв. и XIXв.) и придорожная часовенка св. Яна Непомуцена (II половина XVIIIв.)

Материал разработан Польским туристическо-краеведческим обществом, региональный отдел в Гданьске.

  www.Gdansk.ru